|
Старообрядчество
Старообрядчество - это стратегия части русского народа, направленная на сохранение древлеправославия, как христианства, сохранявшемся в Русском царстве и являющемся залогом спасения души. Таким образом, древлеправославие - это дораскольный великороссийский вариант православия, а старообрядчество - сохранение и развитие древлеправославия в условиях имперского, советского и современного периодов истории.
Древлеправославие в понимании старообрядцев - это христианство, которое от времен Христа и апостолов распространялось и развивалось на разных территориях, в том числе древнерусских. Долгое время Русская церковь была учеником Константинопольского патриархата (Киевская митрополия была его частью), но с определенного момента именно она превращается в главного хранителя христианства. Православие логично развивалось, включая в себя разного рода новации, вытекающие из развития сохраняемой традиционной основы. Условием признания этих новаций было: непротиворечие традиции, соборное благословение и независимость от системного влияния государства и других (особенно считающихся еретическими) религиозных направлений. Поэтому, придя на русскую почву, византийское христианство поэтапно стало приобретать русское лицо, при сохранении каноничной традиционной основы. Важнейшим шагом в оформлении русского древлеправославия стало провозглашение автокефалии (независимости) Русской церкви в 1448 г. Внешние причины этого процесса были связаны с падением Византии и Константинополя (Второго Рима) как центра христианского мира. В результате Ферраро-Флорентийской унии 1439 г. Константинопольский патриархат (в поисках защиты от наступавших османов) признал главенство папы Римского и католической церкви (которая в православном мире считалась еретической), что привело к серьезному нарастанию инославных влияний. Русская церковь не признала положения этой унии и объявила о своей независимости. После завоевания Второго Рима турками-османами в 1453 г. Константинопольский патриархат оказался под властью иноверных исламских властей, что привело к еще большему падению авторитета греческого православия. Еще до этого под властью мусульман оказались другие православные патриархаты (Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский). Россия же в это время формируется как достаточно мощное национальное государство через поэтапное освобождение от подобного влияния. Поэтому она предлагает себя в качестве нового суверенного центра православного (а значит христианского и вселенского) мира, в котором церковь, в рамках преемственности византийской традиции симфонии властей, занимает очень важное место. Соответственно, население формирующегося Русского царства воспринимает сохраняемую у себя православную традицию как чистую, не испорченную инославными и иноверными влияниями. Идеологически такое положение было зафиксировано концептом "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать". Окончательное оформление великорусского древлеправославия происходит в период правления царя Иоанна Васильевича Грозного, когда происходит институализация российского государства и унификация разных сторон церковной жизни (Стоглавый собор 1551 г.). Еще больше Русская церковь укрепилась при учреждении патриаршества в 1589 г.
Раскол - акт российской и мировой истории, вызванный церковно-политическими реформами царя Алексея Михайловича Тишайшего и патриарха Никона. Основной причиной фундаментальной реформации, заложившей основы строительства Российской империи, стал европейский военно-политический вызов, сформулированный группой западных морских национальных колониальных государств. Последние активно делили между собой мир на сферы владения и влияния и за счет массированного притока колониальных ресурсов показывали быстрые темпы развития. Этот вызов для континентального Русского царства обострился в период формирования первого в истории глобального Востфальского баланса сил, оформленного Вестфальским мирным договором 1648 г. Для адекватного ответа стране необходимо было догнать вырвавшуюся вперед колониальную Европу по основным показателям - армии и флоту, технологии, экономике. А так как в силу слабого развития национального рынка предпринимательское сословие было традиционно слабым, миссию модернизатора на себя взяло государство, которому для этого надо было повысить концентрацию своих ресурсов и прежде всего - власти. Русское царство идет двумя возможными путями повышения своего потенциала - через интеграцию и модернизацию. К первой относится присоединение Малороссии (1654 год можно считать началом территориального строительства империи) и планы по присоединению балканских территорий (пространственного византийского наследия вместе с черноморскими проливами, открывающими путь к средиземноморской и атлантической коммуникации). В целях создания единого религиозно-культурного пространства на территории перспективной империи и при необходимости опоры на местные церковные иерархии присоединяемых территорий, реформаторы унифицируют церковный обряд по новогреческим образцам, имеющим распространение на перспективных территориях и испытавших на себе заметное влияние унии. При этом официально было заявлено, что цель реформы - удаление ошибок из русского обряда и книг и унификация их по старогреческому обряду и книгам. Подобный политический подлог вызвал протест образованной части общества. В итоге интегративный проект не был реализован в полной мере и имел в большей мере малороссийский чем поствизантийский характер, но оказал свое заметное влияние на характер дальнейшего развития России и российской культуры. Что же касается модернизации, то ее путь лежал через централизацию государственной власти, которая должна была создать современную экономику и технологию (а значит армию и флот) сверху за счет внутреннего ресурса (в отличие от колониальной Европы, черпающей ресурсы для своего форсированного развития из внешней среды). В рамках этой централизации независимая патриаршая церковь раскалывается и ставится на путь подчинения государству (в том числе за счет замещения великорусских иерархов малороссийскими и балканскими), соответственно раскалывается общество в лице политически активных сословий (бояре, стрельцы, посадские и др.) и нивелируются сословно-представительные органы (Боярская дума - аналог Палаты лордов и Земский собор - аналог Палаты общин), до того ограничивающие власть самодержца. На фоне вытеснения старой национальной родовой знати (боярство) начинается формирование новой служилой элиты (дворянство) с мощным иностранным и инославным компонентом. При этом с одной стороны происходит жесткая централизация государства, а с другой - общая либерализация культуры, религии и церкви. Последняя идет на волне вестернизации, призванной решить проблему импорта европейских инструментов активного развития. В целях реализации этих проектов в 1653-1666 гг. в Русском царстве руками патриарха Никона (стремящегося быть вселенским патриархом и главой российского государства - "священство выше царства") проводится комплекс реформ, направленных на введение новогреческого обряда. Общее описание вводимых изменений уже тогда занимало более двухсот страниц. Фактически менялось гораздо больше, о чем, в частности, свидетельствует сравнение текстов дораскольных и послераскольных служебных книг. После осуществления реформ царь Алексей Михайлович удаляет Никона руками приглашенных на Московский собор 1666-1667 гг. патриархов. Отказались в этом участвовать патриархи Константинопольский и Иерусалимский, а согласились Антиохийский и Александрийский, которых царь за это отблагодарил крупной денежной "милостыней". Характерно, что собор осудил Никона, отрешил его от патриаршества и сослал в монастырь, но всю реформу, которую он провел, признал правильной. После этого царь оказывал прямое влияние на процесс выборов нового патриарха и управления церковью, что позволило его сыну Петру Алексеевичу отменить патриаршество и окончательно подчинить церковь государству. Естественно, что достаточно большая часть русского духовенства и мирян отказалась принимать эти реформы, стремясь сохранить древлеправославие в чистоте, а значит спасительности. Эта оппозиция возникла уже на первой стадии реализации реформ. Ее первыми представителями стали члены "Кружка ревнителей древляго благочестия" протопоп Аввакум, Иван Неронов и другие. Среди иерархов церкви против реформ выступил Павел Коломенский, за что был репрессирован как и другие "расколоучители". Среди низшего духовенства оппозиция была более широкой (в основном она будет сломана уже при Петре I, через ограничение количества священнослужителей, перевод клира на жалование и отмену тайны исповеди), но главными оппозиционерами выступили монахи старых русских монастырей. Самым ярким примером был Соловецкий монастырь, восстание которого правительственные войска не могли подавить в течении более чем семи лет (1668-1676 гг.). Погром монастырей продолжился позже при Петре I, когда целый ряд обителей был закрыт, а их монахи забриты в солдаты. В реформированной церкви функцию кузницы кадров для новой иерархии взял на себя Новоиерусалимский монастырь, построенный патриархом Никоном возле Москвы и населенный монахами из Малороссии (больше всего), Белоруссии, Болгарии, Сербии и Греции. В результате уже в XVIII веке две трети иерархов синодальной церкви были выходцами их этих западных территорий, испытавших влияние унии. Но и они уже не играли серьезной роли в развитии государства, так как вектор развития последнего к началу XVIII переместился с поствизантийского юго-запада на протестантский северо-запад. После этой реформации в России зародилась традиция критики всего своего и моды на все иностранное. Впоследствии под влиянием развивающейся вестернизации эта тенденция постоянно усиливалась. На фоне этих процессов многие монахи старых великорусских монастырей ушли в народ, создав множество новых старообрядческих монастырей (Выго-Лексинское общежительство, Иргизские, Ветковские, Керженские и многие другие скиты). Таким образом старая церковь в лице ортодоксальной части черного духовенства "растворилась" в народе и составила основу староверия.
Старообрядчество - архитепическое явление российской истории, которое представляет собой традиционно-творческий феномен. Традиционность предстает ориентацией на сохранение древлеправославия (в виде церкви-согласия и традиции) как единственно возможного пути к христианскому спасению души. Подобный традиционализм охватывал все стороны жизни и кроме собственно церковного предполагал другие виды относительного консерватизма (культурный, социальный и хозяйственный). Поэтому старообрядцы сохранили основы не только церковной, но и народной культуры. При этом творческие новации являются инструментом сохранения традиции, логичным развитием ее в новых условиях и влиянием этих условий. Акцентируя внимание на творческом измерении можно сказать, что старообрядчество - это творчество определенной части народа на традиционной (что определяюще) основе, проявляющееся во всех сферах жизни и имеющее характер протеста по отношению к ограничивающим тенденциям этатизации (строительство империи), глобализации (вестернизация) и секуляризации. В период становления и развития движения на староверие, в силу исторических причин и складывающейся ситуации, гораздо большее влияние (чем до раскола на все православное население и на последователей новообрядчества после раскола) оказывало черное духовенство (монашество) и скитская традиция. В силу этой и других причин старообрядцы подняли русское православие на качественно новый уровень, что выразилось в уровне их грамотности и религиозной сознательности, насколько это возможно строгом соблюдении церковных установлений и подчинению жизни христианскому идеалу. Отсутствие единого центра, развитие в условиях разных регионов и разная интерпретация традиции представителями разных групп привели к формулированию отличающихся подходов к сохранению и развитию древлеправославия. В результате появились разные направления старообрядчества, оформившиеся в виде отдельных церквей и получивших название "согласия". Со временем их количество росло и в предреволюционный период достигало нескольких десятков. На протяжении советского периода смогли сохраниться только самые устойчивые согласия (поморское, федосеевское, белокриницкое, новозыбковское, часовенное, странническое и другие), которые сейчас показывают примеры возрождения и развития. Хотя в обществе Русского царства в разной мере были представлены представители разных этносов и конфессий, это было национальное государство великороссов, соответственно и православная церковь этого царства была и воспринималась как великорусская. При переходе от национального государства к империи этноконфессиональный состав элиты и населения претерпевал значительные изменения. Империя выстраивалась на преодолении великорусского этноцентризма и использовании великороссов в качестве ядра развиваемого имперского русского суперэтноса. Последний изначально включал в себя сообщество великороссов, малороссов и белорусов (под "русскими" в Российской империи вплоть до 1917 г. понималась именно такая общность), а позже всех "православных" (и примыкающих к ним). Еще более сложная картина развивалась при вытеснении старой национальной аристократии и создании "русского дворянина", в формировании которого приняли участие представители очень разных этносов и конфессий, в результате чего дворянство со временем стало не только сословием, но субэтнической группой в рамках русского суперэтноса. В результате культурная доминанта этой группы вытеснила и заменила культурную доминанту великороссов. Что же касается той части великороссов, которая решила не участвовать в создании имперского суперэтноса и сохранить свою этноконфессиональную культуру, то она осталась при старой вере (древлеправославии) и составила старообрядчество. При этом этническое у таких великороссов растворилось в конфессиональном (так же как у новообрядцев русскость в "православности"), поэтому их самоназванием стало "христиане", а внешним названием - "старообрядцы" (или репрессивным "раскольники"). Ориентация на универсальные христианские ценности привела к тому, что со временем в старообрядчество стали в определенной ситуации переходить не только этнические великороссы, но и представители других этносов (малороссы, белорусы, поляки, евреи, коми-пермяки, татары, алтайцы, буряты и др.). Однако, сохранение стереотипов этнического (а не открытого суперэтнического как у русских) поведения великороссов-старообрядцев вело к тому, что эти переходы чаще всего носили локальный характер и скорее были исключением, подтверждающим правило. В постсоветский период возрождение религиозности в российском обществе привел к тому, что при переходе в старообрядчество неофитов их этническая принадлежность роли не играет. Борьба с религиозно-политической оппозицией, а также необходимость в бездонном источнике бесплатных рабочих рук на "стройках века" нового утверждающегося государства, привел к тому, что старообрядцы были названы "раскольниками", поставлены вне закона и превращены в "штрафной батальон" отечественной истории имперского периода. Как следствие - до сих пор не все старообрядческие согласия настроены на развитие активных коммуникаций с властью и тем более с РПЦ. Гонения на старообрядцев можно назвать первыми массовыми репрессиями в отечественной истории. В период становления советской империи действие такой модели отношений на себе почувствуют и другие группы населения.
Гонения со стороны светских и церковных властей привели к тому, что, несмотря на то, что часть старообрядцев легализовалась и в полной мере испытывала на себе разного рода ограничения, другая часть перешла на нелегальное положение ("тайный раскол"), а еще одна часть мигрировала в другие регионы и страны. Фактически этим было порождено два феномена. Первый - это не только массовая миграция на окраины развивающегося государства, но и первая в отечественной истории массовая эммиграция на территорию других государств. Второе - это появление великорусской диаспоры, которая развивалась при опоре на диаспоральные механизмы не только на иностранной, но и в силу ограничивающей политики и специфики своей доктрины, на территории своей страны. В результате в старообрядчестве усилился регионализм, который, в частности, выразился в появлении территориально-культурных групп (липоване, кержаки, поляки Алтая, семейские Забайкалья и др.).
А.В. Костров
Использование данного текста возможно только со ссылкой на сайт.
|