/*CSS*/

Прибайкалье


Старообрядцы, как хранители дораскольного варианта русского православия, всегда являлись заметной частью населения Приангарья и Прибайкалья. Уже в период первичной русской колонизации региона во второй половине XVII века здесь были православные казаки, стрельцы, крестьяне, промышленники и представители духовенства, которые не признали реформы Никона. Наряду с высокой рождаемостью основными источниками пополнения старообрядчества региона традиционно были ссылка и вольная миграция. Одним из первых ссыльных староверов был, проходивший через территорию Прибайкалья со своей семьей в Даурию и обратно, известный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум. Обладая глубокой верой и незаурядной грамотностью, он в эпоху реформационной ломки национальной культуры проявил чудеса упорства в отстаивании великорусской православной традиции. Появление его авторского «Жития» и других произведений стало важным актом в истории создания русского литературного языка. Поэтому сейчас внимание к этой исторической личности, ставшей символом традиционного патриотизма, заметно растет. Известно, что на обратном пути он активно проповедовал во всех населенных пунктах, в которых останавливался. Таким образом, проповеди огнепального протопопа слышали не только Москва и другие города европейской России, но и строящиеся сибирские остроги.
Пространственное положение местного старообрядчества "между семейскими и енисейскими" с одной стороны привело к тому, что здесь встретились эти два мира и в здешних общинах были и есть выходцы из этих разных анклавов, а с другой стороны - местное старообрядчество осталось не интегрированным в эти территориально-культурные группы и осталось чем-то особенным. Это в том числе связано с тем, что здесь старообрядческие общины в большинстве своем складывались под влиянием других миграционных волн - не семейской (массовая депортация и подконтрольное вселение на территорию Забайкалья во второй половине XVIII в.) и не кержацкой (поэтапное беглое и вольное вселение на территорию Приенисенья в XVIII, а особенно XIX и XX вв.). Более того, на местный старообрядческий мир гораздо более заметное влияние чем на старообрядчество соседних территорий оказало переселенческое движение, активизировавшееся после постройки Трассибирской железнодорожной магистрали и еще больше усилившееся в контексте столыпинских реформ.
Более подробная информация о староверии на территории региона содержится в издании: Костров А.В. Старообрядчество Прибайкалья. Иркутск: Оттиск, 2019. 56 с., которое можно открыть по ссылке: Старообрядчество Прибайкалья.


Литература

Костров А.В. Старообрядчество Прибайкалья. Иркутск: Оттиск, 2019. 56 с.

Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в переходный период отечественной истории (1905-1930-е гг.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 444 с. Ссылка на монографию.

Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII - нач. XX вв. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. 335 с.

Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - нач. XX вв. Иркутск: Иркут. тип. №1, 2006. Ч. 2. 323 с.

Все права защищены © 2018-2020

Работает на Amiro CMS - Free