Старообрядчество в регионах
Историческое и пространственное развитие староверия привело к тому, что старообрядцы в той или иной мере присутствуют во всех регионах России и ближнего зарубежья. Тем не менее, на некоторых территориях сложились сравнительно большие концентрации хранителей древлеправославия или даже выраженные старообрядческие анклавы. К таковым можно отнести такие большие территориально-культурные группы, как "липоване" Бессарабии, "поляки" Алтая, "семейские" Забайкалья и др. Также подобной (но трансрегиональной) группой являются "кержаки", расселенные на востоке России (в Предуралье, на Урале, в Сибири и отчасти на Дальнем Востоке). В состав таких групп входили и продолжают входить представители разных старообрядческих согласий, но нередко с выраженной доминантой одного из них. Так, среди липован больше всего белокриницких поповцев, среди семейских новозыбковских поповцев, а среди кержаков часовенные беспоповцы. Основным маркером территориально-культурных групп являются выраженные особенности народной великорусской культуры (испытавшей на себе влияние регионов выхода, транзита и вселения). Региональность старообрядчества оказала заметное влияние на характер исторического и культурного развития явления в условиях разных пространственных локаций. Первым зависимость специфики местного староверия от условий разных областей еще в середине XIX в. отметил известный историк и социальный антрополог Афанасий Прокопьевич Щапов (родился в 1831 г. в с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии, похоронен в 1876 г. в Иркутске). Отмечаемая А. П. Щаповым "областность" привела к тому, что староверие имело выраженную региональную специфику как на материнской территории (разные области великороссии), так и в регионах вселения (российские и зарубежные территории, на которые старообрядцы массово мигрировали с целью сохранения древлеправославия). Наиболее известными регионами развития старообрядчества стали Москва и Подмосковье, Нижегородчина, Вятка, Русской Север, Северо-Западный край и Прибалтика, территории бывшей Речи Посполитой, Дунай, Дон, Волга, Терек и Кубань, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток и др. Из стран ближнего зарубежья старообрядцев больше всего в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдове, Украине и Казахстане. Из стран дальнего зарубежья больше всего в Болгарии, Румынии, Аргентине, Боливии, Уругвае, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии, США и Канаде. Сейчас русские старообрядцы расселены в нескольких десятках стран (более 35), а неофитские общины возникают даже в таких удаленных от основных миграционных траекторий странах как Пакистан и Уганда. Одним из важных мест сохранения и развития старообрядческой традиции является Восточная Сибирь. Относительно частая смена административных границ ведет к необходимости выявления и использования более стабильных природных основ выделения регионов. Имея сложную пространственную структуру (включающей современные Красноярский край, Хакассию, Туву, Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край), своей естественной объединяющей коммуникацией Восточная Сибирь имеет бассейн великой сибирской реки Енисей. По большому счету, Восточная Сибирь - это Енисейская Сибирь, которая имеет ряд субрегионов: Байкальскую Сибирь (бассейн озера Байкал является частью бассейна Енисея), Приангарье (связывающее Байкал и Енисей) и собственно Енисейскую Сибирь. Соответственно, в российских границах (за вычетом монгольского участка бассейна Селенги) она включает в себя Забайкалье (Бурятию и западную часть Забайкальского края), Приангарье или Прибайкалье (Иркутская область) и Приенисенье (Тува, Хакассия и Красноярский край). Географически к этому пространству примыкает бассейн Лены, начинающейся на севере Иркутской области и протекающий по Якутии (которую иногда также относят к Восточной Сибири), а также бассейн Амура, начинающийся в восточной части Забайкальского края. Коммуникационно регион пронизывает и связывает Сибирский тракт, а после своей постройки и Транссиб. Характерно, что Восточная Сибирь в своем большом и сложном пространстве объединила несколько разных старообрядческих групп. Прежде всего это семейские Забайкалья (селенгинские - проживающие в Бурятии и чикойские - проживающие на западе Забайкальского края) и кержаки Енисея (проживающие в Красноярском крае, Хакассии и Туве). При этом старообрядчество Прибайкалья (Иркутская область) оказалось между этими сильно отличающимися по своей истории и культуре сообществами. Это привело к тому, что с одной стороны оно включило в себя элементы тех и других, а с другой - осталось чем-то особенным, культурно не интегрированным ни в тот ни в другой анклав. Такие же не интегрированные в доминирующее большинство группы имелись и имеются в Приенисенье и Забайкалье. Там они так же как в Прибайкалье возникли под влиянием не массовой ссылки и переселенчества (особенно "железнодорожного" начала XX в.). Старообрядчеству этих основных частей Восточной Сибири посвящены отдельные разделы сайта.
Литература о региональности старообрядчества (в том числе в Восточной Сибири)
Щапов А.П. Земство и раскол / А.П. Щапов. Избранное. Иркутск: Оттиск, 2001. С. 245-326.
Костров А. В. Общее и специфичное в истории и современности локальных групп старообрядцев Восточной Сибири // Материалы XII международной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Вып. 16. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2018. С. 73-79.
Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в переходный период отечественной истории (1905 - 1930-е гг.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 444 с. Раздел 1.3 Региональность старообрядчества и Байкальская Сибирь. С. 70-88.
|