/*CSS*/

Одежда


   Одежда старообрядцев продолжает традицию дораскольной Руси, что выражается в сохранении и развитии региональных вариантов великорусского костюма (последний предполагает четыре комплекса: обыденный, праздничный, моленный и смеретный). Постепенно некоторые его части стали уходить из быта и заменяться современной светской одеждой. Это процесс был неравномерен по возрастным группам, согласиям и регионам (например, у состоятельных жителей крупных городов традиционная повседневная одежда стала уходить еще в конце XIX - начале XX вв.). До 30-50-х гг. XX в. в большинстве регионов сохранялись все четыре комплекса, но в более позднее время на советской территории многие элементы традиционного костюма постепенно стали исчезать. Несколько медленнее подобная минимизация использования старинной одежды происходила в европейских странах, в которых были старообрядческие общины. В большей степени костюм сохранился в часовенных общинах Южной и Северной Америки. Сейчас большинство российских старообрядцев традиционный повседневный костюм практически не носит (за редким исключением), в большей мере сохраняя моленный, праздничный и смеретный комплексы (не везде). 
   Традиционный мужской костюм предполагает рубаху-косоворотку (которая раньше нередко была с ластовицами), тканый пояс, портки (брюки) и сапоги (или ичиги, лапти и др.). Праздничный костюм состоит из такого же набора предметов, но выполненного из дорогих и более ярких материалов, а рубаха нередко имеет символическую вышивку. Моленный костюм, который используется только при молитве и других христианских действах, кроме рубахи, портков и моленного пояса включает в себя моленный кафтан и дополняется такими атрибутами как лестовка (глубоко символические моленные четки) и подрушник (коврик для земных поклонов). Женский костюм предполагает сарафан, рубаху со станушкой, тканый пояс, передник (запон), кичку или шашмуру (головной убор замужней женщины), платок. Праздничный женский костюм в основном повторяет фасон обыденного, но создается из более дорогих ярких материалов и может иметь дополнительные предметы (кокошник, позатыльник и др.) и украшения (монисто и др.). В моленном костюме нет передника, а головной убор дополняется платком, одетым вроспуск и подколотым под подбородком булавкой. И мужской и женский моленный костюм шьется из тканей темных тонов (черного, темно-синего и др.).
   Исторически на территории Восточной Сибири были представлены разные старообрядческие группы с костюмами, имеющими свою специфику. Старообрядцы Енисейской Сибири (в том числе Прибайкалья) в большинстве своем, носили одежду, характерную для "кержаков" - вольных (в том числе беглых) переселенцев с Нижегородчины, Перми, Урала и Западной Сибири. Так, одежда женщин часовенного согласия региона очень схожа с костюмом с цветной фотографии "Крестьянка Пермской губернии", сделанной в начале XX в. С. М. Прокудиным-Горским (https://www.buro247.ru/images/blogs/s/8130/images/06.jpg). Переселенцы начала XX в. несли с собой традиции и новации своих регионов, которые могли отличаться от местных. Например, старообрядцы, переехавшие из Прибалтики, носили картуз, который сибирские староверы использовали редко (у некоторых групп он даже был запрещен). Наиболее ярким костюмом отличались "семейские" старообрядцы Забайкалья, которые впитали народные традиции разных регионов Европейской России, Речи Посполитой (куда они бежали и откуда их подконвойно привели в Сибирь) и Забайкалья (в последнем случае влияли не только климат и одежда местных жителей, но и ограниченные возможности выращивания льна, а также развитый рынок китайских тканей).Обстоятельно костюм "семейских" описан в прекрасной монографии В. Ф. Иванова ""Как цветок в янтаре" - народный костюм семейских Забайкалья", с которой можно ознакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3jV3/5ECV6jYzi
   
   Сейчас в разных частях региона отмечается разная степень сохранения традиционной одежды, что напрямую связано с согласийным началом и характером развития разных территориально-культурных групп. Небольшие сообщества, не интегрированные в такие большие группы как "семейские" и "кержаки", практически утратили (за единичным исключением) традиционную одежду. И даже на моления мало кто приходит в классическом костюме. "Семейские" Забайкалья также утратили традицию использования обыденной и моленной одежды. Человека в косоворотке или в сарафане в быту можно было увидеть еще в 1980-е и редко даже в 1990-е гг. В основном это были представители старшего поколения, после ухода которых о старом костюме в быту забайкальцы забыли. Праздничный же костюм сохранен как реликт в память о предках и их культуре, а также в рамках эстрадно-фольклорной деятельности хоровых коллективов. У "кержаков", особенно у представителей часовенного согласия, проживающих в пространстве бассейна Енисея, сохранены все четыре комплекса одежды, включая нередкое использование (особенно в глухих таежных деревнях) обыденного костюма. И хотя многие часовенные деревень, близких к райцентрам, часто носят современную одежду, даже в их деревнях можно встретить человека в повседневных косоворотке или сарафане. Также сохраняется использование праздничного костюма, который одевается на церковные праздники, а также на свадьбы. Что же касается моленной одежды, то она у этой группы сохраняется беспрекословно и в храм ходят только в полном классическом облачении. Хоронят только в смеретном, которое, как правило, заготовлено заранее и повторяет древние образцы. При этом самым устойчивым элементом одежды часовенных "кержаков" является головной убор "шашмура" (вид кички), которую носят все замужние женщины, даже если они одеты по современному. 

Литература

Иванов В. Ф. "Как цветок в янтаре" - народный костюм семейских Забайкалья. Улан-Удэ: ИД Экос, 2018. 124 с.




Все права защищены © 2018-2020

Работает на Amiro CMS - Free