Старообрядческая литература
Старообрядцы начали создавать свои литературные произведения уже в процессе раскольной реформы середины XVII в. За несколько столетий были созданы многие сотни полемических, богословских, исторических и других трудов. С одной стороны они продолжают древлеправославную литературную традицию, а с другой развивали ее и поднимали на качественно новый уровень. Мы приводим основные из этих произведений, которые в последние десятилетия активно переиздаются в силу своей актуальности для изучения отечественной культуры.
Аввакум протопоп. Житие протопопа Аввакума самим им писанное / Житие протопопа Аввакума, инока Епифания и боярыни Морозовой. СПб.: Глаголъ, 1994. С. 2-71.
Житие инока Епифания / Житие протопопа Аввакума, инока Епифания и боярыни Морозовой. СПб.: Глаголъ, 1994. С. 72-108.
Житие боярыни Морозовой / Житие протопопа Аввакума, инока Епифания и боярыни Морозовой. СПб.: Глаголъ, 1994. С. 109-152.
Поморские ответы. Т. I-II. М.: Криница, 2016. (Во II томе содержится переложение текста на современный русский язык).
Сочинения инока Евфимия (тексты и комментарии) / Публ. А.И. Мальцева. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. 400 с.
Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М. - Иерусалим: Мосты, 1994. 240 с.
Заволоко Г.Н. История Церкви Христовой. М., 2004. 153 с.
Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: Лествица, 1999. 556 с.
Мельников Ф.Е. Современные запросы старообрядчеству. М.: Изд-во журнала "Церковь", 1999. 128 с.
Мельников Ф.Е. О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия. Большой камень: Омега, 2000. 29 с.
Кириллов И.А. Правда старой веры. М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1916. 546 с.
Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул, 2001. 114 с.
Варакин Д.С. Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ патриарха Никона. М.: Изд-во журнала "Церковь", 2000. 128 с.
еп. Арсений Уральский (Онисим Швецов). Оправдание старообрядствующей Светлой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. Письма. М.: Китеж, 1999. 352 с.
еп. Михаил (Семенов). Избранные статьи (из журнала "Церковь" за 1908-1915 гг.). СПб.: Политехника, 1998. 272 с.
Карлович В.М. (В.М.К.) Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. Т. I. М.: Тип. А. Милюкова, 1881. 565 с.
Сенатов В. Философия истории старообрядчества. М.: Изд-во журнала "Церковь", 1995. 86 с.
Памятники старообрядческой письменности. Сочинения Геронтия Соловецкого. История о Патриархе Никоне / автор-составитель Н.Ю. Бубнов. СПб.: "Русская симфония", 2006. 320 с.
Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. Серия "История Сибири. Первоисточники" Вып. IX. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 799 с.
Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. Серия "История Сибири. Первоисточники" Вып. XII. Т. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2005. 584 с.
Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. Серия "История Сибири. Первоисточники" Вып. XIII. Т. 3. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 405 с.
Зайцев Д.Т. Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 712 с. Ссылка на текст: https://www.litmir.me/br/?b=182858&p=1
Кутузов Б. Церковная "реформа" XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М., 2004. 571 с.
Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2017. 555 с.
Урушев Д.А. Святая Русь. Подлинная история старообрядчества. М.: Эксмо, 2017. 544 с.
|